АтакуеМ
ШАХМАТНЫЙ КЛУБ
| | | | | |
05.10.2013
Новости январь-июнь 2013.
31.12.2012
Новости август-декабрь 2012.
Школа
Подготовка юных шахматистов
2 разряда


Материал программы спланирован в виде уроков шахматной игры. Поэтому она может быть использована для самостоятельных занятий шахматистами любых возрастов...
Свежее
Шахматная школа / Методические указания к учебному плану
За первый год обучения слушатели получили основательную теоретическую и практическую подготовку по тактике и определенные знания по другим разделам шахмат, поэтому в данном учебном плане при сохранении должного внимания к тактике больше времени уделено стратегии и окончаниям.

В разделе «Тактика» значительную часть составляют разнообразные конкурсы решений. Их следует проводить в течение учебного года, отмечая результаты нарастающим итогом и награждая победителей каждое полугодие. Автор рекомендует также организовывать дополнительные конкурсы, например, новогодний. Задания но ним выполняются дома. Материал для конкурсов и домашних заданий приводится в программе: примерно 100 комбинаций (трудность — не выше средней), более 20 примеров для блицкон-курсов и около 50 двухходовок-миниатюр. Кроме конкурсов, предусматриваются также упражнения по развитию техники расчета.

Тема «Основы стратегии» рассчитана не только на второй год обучения; такие разделы, как «Пешечный перевес на одном из флангов», «Различные пешечные формации», будут изучаться позже.

В теме «Окончания» рассматриваются два их вида: пешечные и ладейные. Пешечные- окончания — азбука эндшпиля, а ладейные встречаются чаще всего. По мнению Р. Шпильмана («Практические советы шахматистам»), с ладейными концами приходится иметь дело «почти в 50 процентах всех практических случаев». При изложении материала главное внимание уделяется не всевозможным разновидностям соотношения сил, как это принято в существующих справочниках ко эндшпилю (например, ладья и пешка против ладьи, ладья и две пешки против ладьи и т. д.), а идеям и техническим приемам, которые могут быть осуществлены не только в рассматриваемых окончаниях, но и вообще характерны для заключительной стадии шахматной партии.

Содержание каждого занятия довольно велико по объёму и рассчитано на сильных третьеразрядников. Преподаватель в зависимости от подготовленности и возраста аудитории может уменьшить количество рассматриваемых примеров, вместо целой партии дать фрагмент или использовать в приводимом отрывке только ту часть, которая необходима для раскрытия темы.

Нужно хорошо продумать последовательность в изложении тем. Опыт показывает, что длительное изучение одного какого-либо раздела снижает к нему интерес. Для первого полугодия можно рекомендовать следующее чередование материала: «Атака на нерокировавшего короля», «Различная подвижность (активность) фигур», «Ошибки при расчете», конкурс, «Атака на короля при односторонних рокировках», «Открытые и полуоткрытые линии», конкурс, «Атака на короля при разносторонних рокировках», «Проблема центра».

Конкурс, «Два слона», конкурс, «Слабые и сильные поля», конкурс, «Особенности расположения пешек». Для второго полугодия: «Пешечные окончания», «Борьба при необычном соотношении сил и компенсация за материал», «Ладейные окончания», а также с определенными интервалами 5 конкурсов и 3 занятия по развитию техники расчёта. При разборе различных партий и фрагментов полезно рассказать о турнире или матче, имеющем непосредственное отношение к данному примеру.

Занятия, посвященные теории дебютов, в программе не планируются. Автор считает, что при работе над дебютной стадией партии слушатели должны проявлять самостоятельность. Нередко приходится видеть, как юные шахматисты — воспитанники одного тренера — все, как один, играют вариан- ты из репертуара педагога. Это совершенно неправильно.

Занимающиеся должны выбрать с помощью преподавателя несколько соответствующих их вкусам систем за белых и черных. Затем самостоятельно вести и пополнять свои записи, вносить в них коррективы. Для ведения записей по теории дебютов удобны стандартные листы или карточки. Как бы ни была объемиста тетрадь, она рано или поздно подходит к концу.

Как справочники можно рекомендовать книги В. Панова и Я. Эстрина «Курс дебютов» и А. Сокольского «Шахматная партия в ее развитии» (часть вторая). Большой фактический материал содержат тома «Шахматного информатора».

В конце программы даны методические указания по проведению практической части занятий.

1-е занятие. Атака на нерокировавшего короля


Главная     |     Новости     |     История Шахмат     |     Школа     |     Отдых     |     Форум     |     Ссылки     |     Карта сайта
atakuem.ru © 2010-2012 Все права защищены. E-mail:info@atakuem.ru