АтакуеМ
ШАХМАТНЫЙ КЛУБ
| | | | | |
05.10.2013
Новости январь-июнь 2013.
31.12.2012
Новости август-декабрь 2012.
Школа
Подготовка юных шахматистов
2 разряда


Материал программы спланирован в виде уроков шахматной игры. Поэтому она может быть использована для самостоятельных занятий шахматистами любых возрастов...
Свежее
Каисса в зазеркалье. Алексей Самойлов / Музыкальные аналогии
Шахматисты часто играют в концертных залах - в Москве, в Концертном зале Чайковского, теперь вот в Ленинграде, и тоже в концертном зале. Кстати, слово «концерт» восходит к итальянскому - concerto — «состязаться». В искусстве состязания чувство гармонии помочь не может, наоборот, часто мешает, ибо плохо уживается с ожесточением души, неизбежным спутником вечного соперничества. Не у каждого, в кого вдохнули священный дар, достает неуступчивости характера, силы духа и желания делать отпущенное тебе время жизни временем достижения вершин.

В искусстве, в той же музыке, с которой как с царством гармонии охотно сравнивают шахматы, состязательность и её непременный атрибут — стремление быть первым, только первым, всегда первым может входить в химический состав натуры, может не входить — на результатах творчества это не отразится. В шахматах недостаточное развитие этого качества ослабляет творческую потенцию, ибо твое чувство красоты может быть проявлено, утверждено, доказано только в преодолении чужой воли, чужого понимания и ощущения соразмерности всех начал. Красота в шахматном мире должна быть обручена с волей, иначе она рискует остаться неузнанной, непроявленной, невостребованной.

Товарищ гроссмейстер делил своих коллег на исполнителей чужой музыки и на сочинителей своей собственной. Себя без ложной скромности относил к сочинителям, охотно соглашаясь, что исполнители играют виртуознее, с блеском, с фейерверками... Когда журналисты выстраивали шахматно-музыкальный ряд: Ботвинник — Бетховен, Таль — Паганини (вариант — Моцарт), Спасский — Чайковский, Бронштейн — Шопен, он в недоумении пожимал плечами, посмеивался: «Пошла писать губерния...»

А уже по ходу матча-реванша я узнал, что в музыкально-шахматной табели о рангах произошли перестроения: с лёгкой руки московского гроссмейстера-комментатора одной из центральных газет и Центрального телевидения, в Бетховенах теперь ходит Карпов, а в Моцартах — Каспаров.

В 21.00 сотрудник пресс-центра, неуловимо напоминающий Карпова, начал очередной комментарий в Зеркальном зале, переполненном аккредитованными журналистами, стражами времени и порядка, гроссмейстерами, руководителями областных учреждений, известными писателями, академиками, тренерами, баскетбольными разыгрывающими, барменами, телефонистками.

- После хода белых конь g4 события стали развиваться жестко и стремительно... На доске возникла очень острая позиция, с обоюдными шансами... Правда, конь белых на аЗ никуда не ходит, по и без этой фигуры у белых очень серьезная атака...

Руководящее лицо пресс-центра перехватило микрофон (и инициативу) у своего сотрудника:

- У чёрных достаточные защитные контршансы... Ещё раз вглядевшись в позицию, посмотрев на монитор, где, склонившись над доской, думал над своим тридцать вторым ходом чемпион, руководящее лицо вытерло платком пот со лба и, прогнав остатки сомнения, уверенно заключило:

- Исходя из разных фактов, надо признать, что позиция чёрных более перспективна. Большое значение имеет, в частности, фактор времени. А у Карпова на последующие ходы осталось на пятнадцать минут больше, чем у его соперника...

Трогательное единодушие, — съязвил сидевший рядом со мной шахматный тренер, давно уже оставивший тренерскую стезю и переквалифицировавшийся в журналиста и редактора.

Если уж сотрудники пресс-центра, научившиеся вырабатывать единую точку зрения на перипетии борьбы в Зазеркалье, расходились сегодня во взглядах и даже не скрывали своих расхождений, то что же говорить о других специалистах, полуспециалистах и неспециалистах, не обремененных ответственностью за вылетевшее сейчас слово, — чувство ответственности они включат позже, когда бросятся к телефонам диктовать стенографисткам отчёты о партии, а пока — пока порхают птицами руки над столиком в центре зала: одни атакуют белого короля, другие - чёрного, приговаривая: «Где-то тут должен быть мат, должен быть, должен...»

Пока высококвалифицированные эксперты ищут мат — одни за белых, другие — за чёрных, — Карпов, утопив лицо в ладонях, решает, побить ему слона белых на d3 ладьей или пешкой, а может, взять коня на аЗ ладьей...

Наверное, можно ещё отвернуть самолет в сторону, разойтись с миром, но вряд ли об этом думает идущий на таран летчик.

Они несутся навстречу друг другу, их столкновение неотвратимо. Это понимают все — и в Зеркальном зале, в подземелье, и в зрительном, в Зазеркалье. Или меч пополам, или щит вдребезги, говаривал в таких ситуациях старый друг моего соавтора, гроссмейстер, для развития храбрости бравший уроки бокса и съезжавший в ночной темноте на лыжах с горки.

Назад:
Вперёд:



Главная     |     Новости     |     История Шахмат     |     Школа     |     Отдых     |     Форум     |     Ссылки     |     Карта сайта
atakuem.ru © 2010-2012 Все права защищены. E-mail:info@atakuem.ru